Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
Фотобанк Портфолио Ссылки
Путешествия ↑ Статьи Фототехника
Главная / Статьи

Повторяемость и повторимость фотографий — новые критерии качества для фотографов

Дата публикации: май 2024 года

Повторяемость и повторимость фотографий — новые критерии качества для фотографов

Предполагаю, что тема статьи может показаться многим сначала непонятной и даже смешной, но со временем, уверен, заставит всех задуматься о своих фотографиях и обо всем, что происходит в современной фотографии. Проблема в том, что фотографов, как и производимых ими фотографий, стало слишком много. Во всем мире сейчас будет примерно миллиард фотографов, да и в нашей стране просто фотографов — уже полстраны, а профессиональных фотографов с зеркалками и беззеркалками под миллион будет. В общее число фотографов входят теперь и все фотографы-телефонисты и телефонистки, которые также, с большим усердием и энтузиазмом, лабают фотки айфонами и телефонными флагманами для своих соцсетей.

Разумеется, подобное количество создателей фотографий создает новые критерии для оценки их качества. Если раньше сделать просто резкую фотографию с правильной экспозицией было сложно и дорого (нужна была хотя бы пленочная мыльница или зеркальная камера, пленка, проявка), то сейчас это может сделать легко даже ребенок с телефоном.

Поэтому и к профессиональной фотографии нынче можно предъявлять совсем другие требования, более жесткие, чем раньше. Что в 2006 году в портретной, студийной, свадебной фотографии было очень круто, то в 2024 году — просто детский сад. И далее, все написанное здесь, будет проявляться все сильнее и сильнее. Просто фотографировать зеркалкой или беззеркалкой простыми приемами, как это научились делать практически все фотографы, уже не имеет смысла, так как примитивные фотографии уже никому не нужны. Даже телефонные фотографы запросто могут их повторить.

Поэтому я озвучу здесь 2 новых критерия оценки качества фотографий:

  1. Повторяемость фотографий.
  2. Их повторимость.

Эти два критерия несколько схожи, но все-таки они различны. Какая-либо фотография может быть очень сильно повторяема, но не так просто повторима. То есть повторяемость фотографии может быть выше повторимости. Критерии относительны и в общих чертах показывают влияние на восприятие аудитории.

Не претендую здесь на высокую энциклопедичность этих критериев, но озвучить просто обязан, так как смотреть на повторы повторов фотографий стало слишком тошно. Открываю любую социальную сеть, а там, каждый день, как будто, идет один и тот же фильм: люди меняются, одежда меняется, а больше не меняется ничего — фотографии просты, как 2 копейки.

Выражаясь образно, все фотографии у фотографов, как 5-ти этажки в городах — одинаковые. Где-то 5-ти этажки стоят в лесу, а где-то — в городе, в окружении домов повыше. Как бы что-то меняется, а 5-ти этажки остаются теми же. Все предсказуемо, как божий день.

Проблема в том, что даже лидеров индустрии не сильно пугает частота повторений одних и тех же приемов и условий, в которых создаются их фотографии. В результате мы видим пусть и красивые, пусть стильные и качественные фотографии, но одинаковые, как две капли воды. Редакторы модных журналов раньше избегали несвежих повторений, чтобы восприятие аудитории всегда было в тонусе, поэтому мы и смотрим на эти бренды Vogue и Harper's Bazaar, как на иконы, а наших фотографов с неискушенной российской аудиторией это вообще не волнует.

Читателю на заметку
Алексей Бродович, редактор Harper's Bazaar, своему ученику — Хиро (Ясухиро Вакабаяши):
    «Если ты смотришь в объектив и видишь изображение, которое уже видел, не нажимай на кнопку затвора».
О Ясухиро Вакабаяши, американо-японском фотографе, известном как Хиро, в статье журнала GREY CHIC Magazine «Хиро. Царство потаенных чувств».

О повторе повторов Бродович говорил многим, как я сейчас предполагаю. Многие из читателей этой статьи наверняка знают Ричарда Аведона, одного из мэтров модной фотографии, так и Аведону Бродович говорил практически тоже самое. Однажды, посмотрев, как Ричард Аведон выполнил очередное задание, Бродович сказал: «Так ты уже фотографировал в прошлом месяце».

    Каждый номер журнала должен был ошеломлять новизной. Оригинальные снимки начинающих фотографов он встречал таким же одобрением, как и работы знаменитостей. Журнал (Harper's Bazaar) просто обязан был захватывать читателя непрерывной сменой образов и приемов.

О повторимости фотографий

Итак, ближе к делу. Что такое повторимость фотографий?

Повторимость — это насколько просто повторить фотографию, антоним неповторимости, которое очень часто применяется к результатам творчества.

По-моему мнению, все студийные фотосессии с софтбоксами и все уличные фотосессии с рассеянным естественным светом легко и просто повторимы на 100%. Не нужно быть очень умным, очень успешным и талантливым фотографом, чтобы взять модель, привести ее в студию и сфотографировать в студии с софтбоксами, с постоянным светом. Это делают сейчас все: и начинающие фотографы, и опытные и даже телефонные фотографы со своими флагманами и айфонами. Думать вообще не нужно, в студиях уже есть все декорации и свет. Приводишь модель, визажист сделает макияж, а если будет еще и стилист, то фотограф уже ощущает себя лауреатом Оскара, если получит за эти фотки медальку 35AWARDS.

Со временем я пришел к такому выводу, что нет большого смысла делать простые и примитивные фотографии, пусть даже они получаются стильными и красивыми.

Мои условия для проведения фотосъемок

Список моих условий для проведения фотосессий, которые я применяю сейчас в своей работе, примерно следующий:

  • Исключаются практически все приемы фотосъемки с софтбоксами в студии с рассеянным светом (потому что они простые, как 3 копейки).
  • Предпочтение отдается фотосъемке вне студии, в реальных интерьерах и природных фонах, с применением импульсного света и постоянного цветного света.
  • Фотосъемка с софтбоксами возможна, но только вне студии и в тех местах, где возможно только применение мобильных комплектов освещения.
  • Исключаются все простые приемы фотосъемки на улице с рассеянным естественным светом (потому что они простые, как 3 копейки).
  • Исключаются фотосъемки без стилиста и визажиста (говорим колхозу — до свидания).
  • Предпочтения отдаются фотосессиям с идеей, сюжетом и концепцией.
  • Требуется использование уже известных триггеров (раздражителей) внимания, а также поиск собственных идей для провокаций, притягивающий внимание к фотографиям и процессу их создания.

Кстати, о триггерах: рекомендую к просмотру интервью на YouTube-канале GetLens с фотографом Игорем Бреховым на тему «Как захватить внимание зрителя? Триггеры в фотографии».

Если хоть одно из этих условий не сложилось, то я вообще на нажимаю на кнопку затвора.

Если фотография, сделанная на зеркальную камеру, получилась очень простая, и хоть чем-то похожа на все телефонные фотки, которые я вижу в соцсетях, то я ее просто удаляю без сомнений и сожалений.

Чтобы новая фотография попала в мое портфолио фотографа, должны быть выполнены одно или несколько из этих условий. В этом случае повторимость и повторяемость фотографий в собственном портфолио практически исключается, и результаты фотосессий чаще устраивают и даже нравятся, а не раздражают своими повторами.

О повторяемости фотографий

Повторимость фотографий имеет некоторую связь с повторяемостью. Повторяемость отражает, насколько часто что-либо повторяется в нашем информационном поле. К примеру, в музыке повторяются одни и те же аккорды и мелодии, а в фотографии — приемы и подходы к фотосъемке.

К примеру, самые повторяемые фотографии у фотографов — это светотональные фотопортреты.

Читателю на заметку
Светотеневой и тональный рисунки в фотопортретах: основные черты современной фотографии

Все начинающие фотографы, которые только пришли в фотографию, снимают в студиях все фотосессии с софтбоксами, с постоянным светом, только светотональные фотографии и фотопортреты. Неискушенные зрители и заказчики, рассматривая их портфолио, могут предположить, что там все хорошо, но на самом деле в этих портфолио можно увидеть только примитивное однообразие и повторяемость одних и тех же фотографий, несмотря на смену лиц, людей и одежды.

Более того, если начинающих фотографов еще можно понять и простить, то профессиональных фотографов, с медальками 35AWARDS, которые считаются лидерами фотоиндустрии, с их повторами повторов, принять сложно.

Красивые и стильные фотографии, с зашкаливающими показателями повторяемости, уже не имеют должного вау-эффекта из-за привыкания к ним. Одни и те же ракурсы, одни и теже планы, стильная одежда, стандартный макияж, просто красивая модель — всё хорошо, казалось бы. Но повторяемо. Повторяемо у всех. Если у фотографа будет стилист и визажист, то с большей степенью вероятности он сможет делать стандартно красивые и стильные фотографии, если поставит такую цель. Раньше я собирал коллекцию ссылок модных фотографов, у которых можно было что-то скопировать или вдохновиться. Но сейчас число фотографов, снимающих просто стильно, уже зашкаливает. И как это ни печально, копировать у них не хочется, потому что копировать нечего. Фотографии в их портфолио повторяемы, как одна.

Причем в портфолио современных коммерческих фотографов могут быть и светотеневые фотопортреты, и трюки сложного света, но копировать там нечего. Все фотографии повторяемы, так как сделаны одним-двумя приемами. Я понимаю, что такое собственный стиль фотографа и характерные черты его творчества, но продуцировать постоянно один и тот же прием, которому научился фотограф — слабый творческий ход.

Выводы

Неповторимость и исключение повторяемости фотографий подчеркивает превосходство фотографа. Частая повторяемость одних и тех же фотографий и приемов, легкая их повторимость говорят о том, что эти услуги и эту работу делают все, что в целом обесценивает результаты творческого труда. Рост повторяемости и усиление повторимости в творчестве приводит к тому, что результаты творческого труда аудитория перестает воспринимать или просто игнорирует.

Цель — пробить баннерную слепоту

Этот случай с повторяемостью и повторимостью фотографий можно сравнить с баннерной слепотой, при которой пользователи или зрители сознательно или подсознательно игнорируют рекламные баннеры на веб-страницах. В нашем случае эффект баннерной слепоты возникает из-за изобилия фотографов и производимых ими фотографий. Человеческий мозг постоянно реагирует на информационный перегруз и перестает замечать то, что постоянно отвлекает внимание.

Что делать?

Что же делать?

Чаще менять свои паттерны поведения, чаще менять световые схемы и приемы, комбинировать их. Уже сейчас нужно делать то, что раньше ни за что и никогда бы делать не стал.

Чтобы пробить баннерную слепоту, то есть полное привыкание и игнорирование фотографий и даже текстовых предложений о продаже фотоуслуг, нужно научиться использовать триггеры или провокации как в самих фотографиях, так и в простых текстовых предложениях о продаже услуг фотографа.

Повторяю, как мантру: «Если ты смотришь в объектив и видишь изображение, которое уже видел, не нажимай на кнопку затвора».

Есть вопросы?

Добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на группу «Арт Эль» вконтакте — отвечу на все вопросы.

Хозяйке на заметку
В составе группы «Арт Эль» вконтакте vk.com/art_el_group реализую творческие проекты в стиле зарубежной модной фотографии.

Очень вероятно, что скоро будут свежие и актуальные новости.

В моих постах в соцсетях часто настоящих идей и крутых фотографий бывает больше, чем в топовых пабликах по фотографии, надергивающих чужих фоток из разных источников.