|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Главная / Статьи
Нет сюжета — нет фотографа
Дата публикации: март 2011 года
В век современной цифровой фотографии быть фотографом и работать фотографом совсем несложно. В одной только нашей стране фотографией занимаются миллионы фотографов, а мастер-классы по фотосъемке дают уже сотни тысяч. В этой связи создание фотографий перестало быть сколько-нибудь значимой заслугой для творцов, которые могут ежедневно тиражировать сотни фотографий повышенного уровня красивости, не обремененных при этом большим смыслом, потому что не может цениться дорого то, что в мире каждую секунду производится тоннами. Большой поток красивого однообразия неизбежно притупляет внимание, в котором вызывают интерес лишь произведения, наделенные хоть каким-нибудь смыслом. Значительность фотографий, на мой взгляд, подчеркивает наличие в них сюжета, идеи, нового интересного приема или любой другой интеллектуальной единицы, которая может выделить хорошего и интересного фотографа из бездны фотолюбителей, делающих пусть и красивые, но бессмысленные фотографии. Если фотограф много думает об эльках, фикс-фокалах с диафрагмой 1.2 и 1.4, о клевых и стильных моделях, которые сами сейчас становятся фотографами и фигачат (подчеркиваю это слово) себе офигительные стильные фотки, то это не фотограф. Это человек с фотокамерой, фотографии которого может повторить любой при участии крутых моделей и хороших стилистов. Если кто-то не верит мне, пусть посмотрит внимательно на сайт любого интернет-клуба фотографов, неважно какого — художественного, модного, какого угодно. Пусть это будет, например, фэшнбанк.ру http://www.fashionbank.ru/photographers/. Там просто орды фотографов, которые в общей своей массе фотографируют одинаково хорошо, стильно, красиво и бессмысленно. В такой массе, если фотографировать просто стильно и красиво — невозможно хоть чем-нибудь выделиться (вот лет 20 назад это было легко), а под их фотками можно смело ставить только имена стилистов и моделей. Потому что фотография модной и стильной модели на каком-нибудь фоне (или на улице, в лесу), которая просто клевая такая, стоит себе, или смотрит в сторону, или в камеру, не является творческим достижением фотографа. Это неинтересно. Такие фотки заполонили весь интернет. Так может сфоткать каждый третий фотограф с фэшнбанка.ру. После просмотра в фэшнбанке даже 10–15-ти галерей внимание истощается и требует серьезной пищи для ума. Фотосерии Питера ЛиндбергаЧтобы освежить высохший от тупого гламура мозг, можно посмотреть на сюжетные серии Линдберга. Asia Argento & Adrien BrodyItalian “Vogue”, Asia Argento & Adrien Brody, 2005.
Erin Wasson & Louise Pedersen, ChinatownNumero 54, Erin Wasson & Louise Pedersen, Jun 2004. The New Dimension, Jessica StamItalian “Vogue”, The New Dimension, Jessica Stam, Mar 2005. Psycho, Amber VallettaItalian “Vogue”, Psycho, Amber Valletta, Apr 2004. My Desert Heart, Kelly Gray & Olivier MartinezSt John, My Desert Heart, Kelly Gray & Olivier Martinez, Dec 2004. Men at WorkGQ UK, Men at Work, Automn Winter 2005. Пафф Дэдди и Пенелопа Крус, июнь 2005 / Puff Daddy & Penelope CruzAmerica, Puff Daddy & Penelope Cruz, Jun 2005. L.A. ReportItalian “Vogue” Oct 2000, L.A. Report, model: Milla Jovovich. Invasion, Guinevere van Seenus & Fred WardItalian “Vogue”, Invasion, Guinevere van Seenus & Fred Ward, Sep 2002. На заметку
Глядя на эти фотографии, толпы фотографов с фэшнбанка со своими стильными, выхолощенными фотографиями могут нервно покуривать в сторонке. Потому что настоящий фотограф еще и сценарист, и режиссер.
Хельмут Ньютон о смысле работы фотографаВ этих рассуждениях о смысле профессии настоящего интересного фотографа следует припомнить один эпизод из биографии незабвенного Хельмута Ньютона. Ньютон также занимался в “Vogue” созданием фотосерий и даже целых фотороманов по заданию этого журнала. Хотя в 80-е годы прошлого века модных фотографов было тысяч в сто меньше, Хельмут отметил в своей автобиографии наплыв молодых фотографов со своими моделями. Этот эпизод из жизни знаменитого модного фотографа в точности совпадает с темой данного эпоса, поэтому выдержка из его биографии цитируется здесь в полном объеме: «
В последнее время среди молодых фотографов появилось новое веяние: многие из них живут со своей любимой моделью и фотографируют только ее. Они ревниво охраняют ее и не позволяют другим фотографам пользоваться ее услугами. В редакциях журналов поощряют такую практику, так как она приводит к уменьшению издержек, когда группа отправляется на съемки: можно не платить за лишний номер в гостинице. Часто модели лучше знают свою работу, чем их любовники-фотографы, что заметно на фотографиях. Последние какие-то просто технологичные, и единственное, что в них живо проступает — это личность натурщицы. Это навело меня на интересную мысль. Я сконструировал устройство, прикрепленное к камере с электромеханическим приводом. В устройстве есть механизм, который может регулировать сама натурщица. Модель сама решает, как она хочет работать, быстро или медленно. Рядом с камерой установлено зеркало, так что ей виден любой вариант позы. Мой волшебный аппарат соединен со стробоскопической лампой. Перед каждой экспозицией звенит звонок и мигает предупредительный сигнал; все сделано для того, чтобы девушка не расслаблялась и сосредотачивалась на съемке. Я убедил французский “Vogue” разрешить мне провести сеанс съемки с помощью этого аппарата и тщательно объяснил его устройство натурщицам. Я сказал: «Вы сами можете управлять ходом съемок; вы будете решать, когда нужно снимать, но вся ответственность лежит на вас». Разумеется освещение было настроено заранее, а на полу начертили крест, обозначавший положение модели. Девушки были совершенно одни в студии и звали ассистента лишь для того, чтобы поменять пленку в фотокамере. К концу дня они выбились из сил; груз ответственности заставил их понервничать. Фотографии получились не блестящие, но вполне приемлемого качества. Я повторил такой же сеанс для журнала “Elle” с гораздо большим успехом. На этот раз я посоветовал девушкам представить, что они позируют для своего любимого фотографа, и делать снимки в его стиле. В результате вышло шесть отличных цветных страниц для журнала. Подпись под фотографиями гласила “La Machine de Newton”. »
![]() Mr. Newtons do-it-yourself pin-up mashine Таким образом, Хельмут Ньютон остроумно показал, что моду, глянец и простой гламур для модных журналов может сфотографировать кто угодно: сами модели или даже электромеханический аппарат без высоких амбиций модного фотографа. Бессмысленным гламурным фотографам посвящается:
Родник прекрасногоРасширить творческие горизонты и рассмотреть новые грани прекрасного любому творцу поможет коллекция ссылок по зарубежной модной фотографии. Из личного опытаИменно большой интерес к западной модной фотографии побудил меня к сбору этой коллекции ссылок, к увлечению фотосъемкой моделей и стал поводом для поиска смысла в этом направлении фотоискусства. Но чтобы иметь основания для написания таких едких опусов, мало размышлений о высоких интеллектуальных способностях творцов. Я проверил свои силы, поставил себе задачу и придумал свою серию фотографий. Потом организовал и сфотографировал красивый футбол. «Неспортивная серия сюжетов про красивый футбол: что, где и как» показывает иллюстрации рабочих процессов этой фотосессии. Простой выводПрактически любую модельную фотосессию можно провести в рамках какого-либо осмысленного сюжета. Все те же модные ракурсы и красивые портреты, выполненные в рамках истории или сюжета, приобретают существенное качество и смысл. |
||||||||||||||||||||||