Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
Фотобанк Портфолио Ссылки
Путешествия ↑ Статьи Фототехника
Главная / Статьи

Руки в фотопортрете

Дата публикации: 5 августа 2013 года

Когда я учился в Академии фотографии, на занятиях преподаватели говорили в шутку, что стоимость фотопортрета с рукой в 2 раза дороже, чем фото, на котором рук не видно.

Дело в том, что руки на фото всегда притягивают взгляд, даже если не являются центром композиции.

Я внимательно слежу при фотосъемке за руками у мужчин и женщин. У меня есть реально четкие представления о том, у кого, где и в каком месте руки лучше убрать или показать и каким образом.

Должен отметить, что сделать фото с рукой так же сложно, как и фото в полный рост, потому что в этом случае в композицию включаются еще и ноги.

Мои правила размещения рук в фотопортретах

  • Руки на фотографии должны выглядеть естественно.
  • Руки в фотопортрете занимают вполне ожидаемое место, как это бывает в жизни. К примеру, тот жест, который мужчина постесняется сделать перед девушкой в привычной жизни (типа он — обнаженная и загадочная нимфа, с заброшенными назад руками, как это делали 20–30 лет назад в фотоателье), лучше не демонстрировать в фотопортрете, хотя разок повеселить подружку этим можно. Я здесь пишу об этом потому, что реально и регулярно вижу в интернете фотографии мужиков в смешных, мечтательных позах, с заброшенными за голову, назад, руками.
  • На самом деле, в этом вопросе сложно определить правила, потому что правил на самом деле нет.

Руки на фотопортретах могут быть где угодно: если вы смотрите на фото, и этот фотопортрет с руками вам (и всем) кажется интересным, необычным, интригующим, странным, провокационным, естественным — ну каким угодно, только не слишком простым и нелепым из бездны вторсырья (которое творится в мире каждую секунду мегатоннами), вызывающим тоску, полное отсутствие эмоций, разочарование и желание убрать руки с фото куда-нибудь подальше, с глаз долой.

Примеры фотопортретов с руками из портфолио фотографа

Здесь я просто приведу примеры фотопортретов с руками и свой подход к поиску композиционных приемов, в которых руки играют ту или иную роль в кадре.

Вначале освоения фотографии я брал и копировал позы, готовые композиционные приемы в портретных фотосессиях известных зарубежных фотографов и моделей, выбирая в журналах те, которые мне казались интереснее. Развитие интернета помогло мне в самостоятельном обучении фотосъемке людей, портретов и всего, что с этим связано, так как практически все известные иностранные фотографы к 2004–2005 годам уже имели свои сайты — www.vladmuz.com/links/.

В этой коллекции ссылок, даже в то далёкое время, фотографий людей и идей для фотопортретов можно было найти больше, чем в целой пачке самых модных и интересных журналов.

А потом, в процессе многочисленных фотосессий и фотосъемок, просто накопились штампы, клише, позы, подходы и собственные представления о положении рук в портрете.

Это Лера:
Руки в фотопортрете: фото Леры Кудрявцевой
Фотопортрет Леры Кудрявцевой с руками на груди (руки здесь, в том числе и для того, чтобы показать аксессуары)
Руки в фотопортрете: фото Леры Кудрявцевой в студии в черном платье на белом фоне
Фото Леры Кудрявцевой с руками на белом фоне и на фоне черного платья
Андрей:
Руки в фотопортрете: фото Андрея Разыграева с рукой у шляпы
Фотопортрет Андрея Разыграева с рукой у шляпы
Оскар:
Фото Оскара Кучеры с жестом победы, два пальца вверх «V»
Фотопортрет Оскара Кучеры с жестом победы, два пальца вверх «V»
Странные жесты с руками на фотопортретах — тоже в кассу:
Фото Оскара Кучеры с рукой у лица
Фотопортрет Оскара Кучеры с рукой у лица
Понятный жест для фото с двумя руками:
Руки в фотопортрете: фотопортрет Микаэла Шахназарова с руками перед лицом
Фотопортрет Микаэла Шахназарова с руками перед лицом
Реально модный женский фотопортрет с рукой:
Руки в фотопортрете: модный фотопортрет девушки с рукой у губ
Модный фотопортрет девушки с рукой у губ
Мм.м.м...:
Модный фотопортрет девушки с закрытыми глазами и с рукой у лица
Еще один модный портрет девушки с закрытыми глазами и с рукой у лица
Смех без тени сомнения (рука, как восклицательный знак):
Руки в фотопортрете: женский фотопортрет с рукой «Смех без тени сомнения»
Женский фотопортрет с рукой «Смех без тени сомнения»

Гармония:
Руки в фотопортрете: художественный женский фотопортрет с библейскими мотивами. Фото девушки в полный рост
Художественный фотопортрет женщины с библейскими мотивами и благословляющими жестами рук
Красота:
Руки в фотопортрете: бьюти фотография девушки-мулатки в профиль на белом фоне, с рукой перед собой
Бьюти фотография девушки-мулатки в профиль на белом фоне, с рукой перед собой
Здесь все понятно:
Фотография девушки-мулатки с рукой перед лицом
Фотография девушки-мулатки с рукой перед лицом
Ну, видал и такое:
Фото девушки-мулатки с улыбкой + неприличный жест рукой
Фото девушки-мулатки с улыбкой и неприличный жест рукой
Активный знак рукой:
Черно-белый фотопортрет девушки с рукой перед лицом
Черно-белый фотопортрет девушки с рукой перед лицом
То же самое:
Руки в фотопортрете: женский черно-белый жанровый фотопортрет с рукой у лица
Женский черно-белый жанровый фотопортрет с рукой у лица
Типа, мода:
Руки в фотопортрете: студийное фото мужчины с головным убором (с цилиндром) в руках
Студийное фото мужчины с головным убором (с цилиндром) в руках
Динамичное фото мужчины в костюме с галстуком, с цилиндром в руке
Динамичное фото мужчины в костюме с галстуком, с цилиндром в руке
Руки в фотопортрете: фотография модного мужчины в костюме с руками в кадре
Фотография модного мужчины в костюме с руками в кадре
Еще нормальные мужские фотопортреты с руками:
Руки в фотопортрете: мужской фотопортрет сидя, с рукой у лица
Мужской фотопортрет сидя, с рукой у лица
Фотография мужчины в полный рост, сложившего руки за головой
Фотография мужчины в полный рост, сложившего руки за головой
Фотография из мужского портфолио в позе сидя в полный рост, с рукой у лица
Фотография из мужского портфолио в позе сидя в полный рост, с рукой у лица
Вот еще:
Мужской фотопортрет в костюме, с рукой у лица
Мужской фотопортрет в костюме, с рукой у лица
Фото мужчины с журналом на диване, с рукой у лица
Фото мужчины с журналом на диване, с рукой у лица
Ну, вот как здесь обойтись без рук:
Модное фото девушки и ее силуэта на белой циклораме, забросив руки за голову
Модное фото девушки и ее силуэта на белой циклораме, забросив руки за голову
Актерский фотопортрет девушки, закрывающей улыбку рукой
Актерский фотопортрет девушки, закрывающей улыбку рукой
Актерский фотопортрет девушки, сложившей перед собой ладони в перчатках
Актерский фотопортрет девушки, сложившей перед собой ладони в перчатках
А здесь:
Рекламная фотография девушки-модели с часами на руке
Рекламная фотография девушки-модели с часами на руке
Рука слева соединяет две части кадра:
Фото девушки-модели в кабриолете, с рукой на двери
Фото девушки-модели в кабриолете, с рукой на двери
Ну и так далее:
Жанровый черно-белый фотопортрет юноши с рукой у волос
Жанровый черно-белый фотопортрет юноши с рукой у волос
Фотопортрет девушки с «пионерским салютом» на фоне советского пионерского граффити
Фотопортрет девушки с «пионерским салютом» на фоне советского пионерского граффити
Практически классика:
Фото портрет девушки в кепи, с рукой у подбородка
Фото портрет девушки в кепи, с рукой у подбородка
Поясной черно-белый художественный женский фотопортрет с библейскими жестами рук
Поясной черно-белый художественный женский фотопортрет с библейскими жестами рук
Модный фотопортрет девушки-модели в контровых лучах света, держащей руками длинные волосы, чтобы прикрыть грудь
Модный фотопортрет девушки-модели в контровых лучах света, держащей руками длинные волосы, чтобы прикрыть грудь
Классический художественный женский фотопортрет с рукой на груди
Классический художественный женский фотопортрет с рукой на груди
Фото танцующей девушки на дискотеке в ночном клубе, с руками в перчатках перед собой
Фото танцующей девушки на дискотеке в ночном клубе, с руками в перчатках перед собой
В эротическом фото руки могут быть также прекрасно вписаны в кадр, как и все остальное:
Эротический ч/б фотопортрет смеющейся девушки с рукой перед собой
Эротический фотопортрет смеющейся девушки с рукой перед собой
Эротическое фото девушки, закрывающей грудь руками
Эротическое фото девушки, закрывающей грудь руками
Черно-белый эротический фото портрет девушки
Еще один эротический фото портрет девушки, закрывающей грудь руками
Эротическое фото обнаженной девушки-модели в стиле «Ню», опирающейся у стены на руку
Эротическое фото обнаженной девушки-модели в стиле «Ню», опирающейся у стены на руку
Эротический фотопортрет девушки-модели в стиле «пин-ап», закрывающей рукой пол-лица
Эротический фотопортрет девушки-модели в стиле «пин-ап», закрывающей рукой пол-лица
Эротическое фото обнаженной лысой девушки в полный рост в черных перчатках
Эротическое фото обнаженной лысой девушки в полный рост в черных перчатках, закрывающей лицо и тело руками


Выбрать положение рук в фотопортрете — быстро решить задачу удачной фотокомпозиции

Положение рук в фотопортрете также определяет стиль и уровень фотографий фотографа, как их цвет, контраст или подбор одежды для моделей.

Выбор положения рук в портрете в каждом отдельном случае предполагает быстрое решение фотографом визуальной задачи в соответствии со своими представлениями о смысле своей работы, стиле, красоте и гармонии.

Решать задачу получения удачных фотокомпозиций в портретной фотосъемке, когда в кадре появляются руки, приходится быстро и часто. Поэтому изучение роли рук в портрете и поиск приемов их компоновки на изображении — важная и интересная задача для художника на все времена.

Фотолюбителю на заметку
Полагаю, что если фотографу моды и одежды, как художнику-живописцу, требуется штудировать изображения драпировок, то хорошему портретному фотографу, как художнику, требуется изучать роль и положение рук в кадре.

Руки в этюдах, зарисовках и живописи Леонардо да Винчи

Здесь будет очень уместно привести интересные отрывки Леонардо да Винчи из его трактатов о живописи. Также Леонардо да Винчи уделял очень много внимания изображнению рук в своих зарисовках и этюдах.

Серия этюдов (справа) с изображениями рук для «Благовещения» и «Поклонения»:
Леонардо да Винчи, «Благовещение» (сверху), «Поклонение волхвов» (внизу) и этюды с изображениями рук для этих картин
Леонардо да Винчи, «Благовещение» (сверху), «Поклонение волхвов» (внизу) и этюды с изображениями рук для этих картин

Леонардо да Винчи, из советов художникам:

    Если фигуры не делают жестов определенных и таких, которые членами тела выражают представление их души, то фигуры эти дважды мертвы… Поэтому прилежно старайтесь наблюдать за теми, кто разговаривают друг с другом, двигая руками, и если это люди, к которым можно приблизиться, старайтесь послушать, какая причина побуждает их к тем движениям, которые они производят.

    Соблюдайте соразмерность и принимайте во внимание, что господину не подобает ни по месту, ни по жесту двигаться, как слуге, или ребенку — как отроку, но наподобие старца, который едва держится. Не делай у мужика жестов, подобающих знатному и воспитанному человеку, или у сильного, как и у слабого, или жестов блудниц, как и жесты честных женщин, или жесты мужчин, как женщин.

Рука Марии, приподнятая в ритуальном жесте, и рука святого Иоанна Крестителя с указующим перстом:
Руки на картине Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», «Мадонна в гроте»
Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах», «Мадонна в гроте» (итал. La Vergine delle Rocce, итал. La Vergine della Grotta)

Трактат о живописи мастера Ленардо да Винчи: о движениях и различных мнениях по этому поводу

Фигуры людей должны обладать позами, соответствующими их действию, чтобы, глядя на них, ты понимал, о чем они думают или говорят. Их можно хорошо изучить, подражая движениям немых, которые разговаривают посредством движения рук, глаз и бровей и всего тела, желая выразить представление своей души.

И не смейся надо мною, что я предпочитаю для тебя бессловесного наставника, который должен научить тебя тому искусству, в котором сам он бессилен. Ведь он лучше научит тебя поступками, чем все другие словами. И не пренебрегай таким советом, так как они — мастера движений, и понимают издали то, что кто-нибудь говорит, если он согласует движения рук со словами.

Такой взгляд имеет много врагов и много защитников. Поэтому ты, живописец, сдерживай как одну, так и другую партию в соответствии с качеством тех, кто говорит, и с природой предмета, о котором идет речь.

Трактат о живописи мастера Ленардо да Винчи: наставления в живописи

Живописец, желающий получить славу от своих произведений, всегда должен искать быстроту своих, т.е. изображаемых жестов в естественных жестах, производимых людьми внезапно и порождаемых могущественными страстями, воздействующими на людей; о них следует делать краткие заметки в своих книжечках и потом пользоваться ими для своих целей, придавая позирующему человеку тот же самый жест, чтобы видеть качество и повороты тех членов тела, которые применяются в данном жесте.

Трактат о живописи мастера Ленардо да Винчи: о красоте и безобразии

Красота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом.

Трактат о живописи мастера Ленардо да Винчи: как научиться изображать движения человека

Движения человека должны быть изучены после того, как приобретено знание членов и целого во всех движениях членов и суставов; затем, кратко отмечая их немногими знаками, следует рассматривать действия людей в разных настроениях, но так, чтобы они не видели, что ты их наблюдаешь. Ведь если они заметят такое наблюдение, то душа их будет занята тобою, и ее покинет та неукротимость действия, которым первоначально душа была целиком захвачена.

Так, например, когда двое разгневанных спорят друг с другом, и каждому кажется, что он прав, тогда они с великой яростью поводят бровями, движут руками и другими членами тела, и их позы соответствуют их намерениям и их словам. Этого ты не смог бы сделать, если бы ты захотел заставить их изображать гнев или другое состояние, как смех, плач, горе, восхищение, страх и тому подобное.

Поэтому ты всегда старайся носить с собою маленькую книжечку из бумаги, приготовленной посредством костяной муки, и серебряным карандашом кратко отмечай такие движения и таким же образом отмечай позы окружающих и их группировку. Это научит тебя компоновать исторический сюжет.

Трактат о живописи мастера Ленардо да Винчи: как хороший живописец должен писать две вещи — человека и его душу

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое — легко, второе — трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела. Этому следует учиться у немых, так как они делают это лучше, чем все другие люди.

Рука Вакха (картина слева) и рука «Святого Ионна Крестителя» (картина справа) мистически указывают за пределы видимого:
Леонардо да Винчи, Вакх (слева) и «Святой Ионн Креститель» (справа)
Леонардо да Винчи, Вакх (слева) и «Святой Ионн Креститель» (справа)