Фото в путешествиях Фотографии Моя фототехника ↑ Статьи Ссылки
Главная / Статьи /

Фотосъемка моделей широкоугольными объективами

Эта статья была написана для одного из российских журналов по фотографии, но была отклонена, т.к. по мнению редакции снимать моделей широкоугольными объективами недопустимо в принципе.

Значит «у них» Лашапель c Парисотто снимают моделей широкоугольниками, а для наших худ. редакторов это по-прежнему дико. Принимая во внимание этот печальный факт, можно быть уверенными, что еще долгое время самым зрелищным изданием в России будет газета «Спид-Инфо» или журнал «Охота и рыбалка».

Дата публикации: октябрь 2006 года

В то время, когда я только начинал фотографировать, меня привлекли некоторые модные фотографии, которые были странно технически выполнены. Это были фотосъемки моделей с эффектно переданной перспективой окружающего пространства. Размышления по поиску способа такой передачи перспективы привели меня к возможному использованию карданных камер с подвижками и применению широкоугольной оптики. Карданные камеры в моем арсенале отсутствовали, их заменил в какой-то степени Photoshop, а короткофокусные объективы были. Вот с этого момента я и приступил к своим фотографическим экспериментам по фотосъемке моделей «широкоугольниками».

Пример 1. Модель Андрей

Из учебников, а потом и практически, установил, что при фотосъемке короткофокусными объективами искажения пропорций и перспективы пространства усиливаются значительно. С одной стороны это достаточно легкий путь получения комичного фотоснимка (см. фото 1 ниже).

Фото 1. Без названия. Модель: Андрей
Фото 1. Без названия. Модель: Андрей

Не всегда, конечно, этот прием уместен, но все-таки.

Применение широкоугольной оптики позволяет раздвинуть рамки привычной всем действительности и в результате достигается та передача линейной перспективы и пропорций модели, которую наш глаз не видит в реальном мире людей и предметов, т. е. мы уходим в какой-то степени от реальности. Фотоснимок получается многоплановый с передним, средним и задним планом, приближаясь к трехмерному изображению пространства на плоскости. При этом главный объект съемки можно расположить на переднем плане так, чтобы он играл активную роль, остальные планы при этом усиливают глубину пространства в кадре.

Пример 2. «Оранжевое настроение». Модель Юлия

Рассмотрим еще один пример фотосъемки модели широкоугольным объективом (фото 2). Эта фотография снята объективом с фокусным расстоянием 18 мм.

Фото 2. Из серии «Оранжевое настроение». Модель Юлия
Фото 2. Из серии «Оранжевое настроение». Модель Юлия

Точка съемки выбрана таким образом, чтобы все детали фигуры модели были равноудалены от передней линзы объектива. В противном случае либо голова, либо ноги модели играли бы доминирующую роль в кадре.

На данной фотографии модель играет главную роль не только благодаря цвету (композиция строится здесь и на цветовых соотношениях синего неба и оранжевого платья), но и потому что объект съемки — модель — крупнее фона. К тому же линии, уходящие вглубь кадра, придают фотографии некоторый объем.

В данной серии фотографий фотосъемка модели проводилась и нормальным объективом, и телеобъективом, но наиболее эмоционально выразительными, по моему мнению, являются фотографии, сделанные именно широкоугольным объективом.

Пример 3. «Авиаторам посвящается». Модель Виктория

Следующий пример фотосъемки девушки-модели широкоугольным объективом демонстрирует максимальную, даже агрессивную, композиционную динамику в кадре.

Точка съемки выбрана нижняя, за счет чего нарушаются и масштаб, и линейная перспектива. Диагональная композиция положения девушки-модели, соотношение земли и неба в кадре вызывают иллюзию стремительного полета (фото 3).

Пример 3. «Авиаторам посвящается». Модель Виктория
Пример 3. «Авиаторам посвящается». Модель Виктория

А на самом деле девушка спокойно стоит на краю оврага.

Пример 4. Модель Катерина

Динамичный характер имеет и изображение на фото 4.

Фото 4. Из серии «Пляжная история».  Модель Катерина
Фото 4. Из серии «Пляжная история». Модель Катерина

Стоит отметить, что сюжетно важные части изображения следует располагать в тех зонах кадра, которые менее всего подвержены геометрическим и другим искажениям, наиболее выраженным в недорогих широкоугольных зум-объективах. К примеру, если расположить лицо модели на краю кадра, оно либо «тянется» вследствие дисторсии, либо «моется» по причине низкой разрешающей способности объектива, либо подвергается воздействию этих двух негативных факторов сразу.

Рассмотренные примеры показывают возможности получения интересных сюжетов с помощью короткофокусных объективов, особенности передачи перспективы и пропорций в кадре. Фотография в результате уходит от документальности и становится более эмоциональной по содержанию, а где-то даже и агрессивной. Причем эти приемы применяются практически во всех жанрах фотографии от репортажа до съемок моды.

Я не призываю повсеместно использовать «широкоугольники» для модельной фотосъемки. Но такие эксперименты в некоторых случаях могут привести к получению нестандартных по композиции фотографий и добавят в творческий багаж фотографа-любителя новые приемы фотосъемки.

Кстати, для фотосъемки всех этих фотографий был использован бюджетный широкоугольный зум-объектив Nikon 18-35mm f/3.5-4.5D ED-IF AF Zoom-Nikkor.

Пример 5. Фото невесты

Как ничто другое, эффектность фотосъемки моделей широкоугольными объективами также показывает следующее фото.

Фото 5. Фото невесты у окна в ожидании жениха.  Модель Виктория
Фото 5. Фото невесты у окна в ожидании жениха. Модель Виктория

Смотря на это фото складывается впечатление, что рост невесты — не менее 2-х с половиной метров, но это, конечно, иллюзия.

На заметку
Для фотосъемки невесты у окна был использован широкоугольный зум-объектив Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor.

Знаменитые фотографы о фотосъемке широкоугольным объективом

Уильям Кляйн, американский fashion фотограф:

    «Я фотографирую то, что вижу перед собой: чтобы лучше рассмотреть, я подхожу как можно ближе и использую широкоугольный объектив, чтобы обхватить гораздо больше пространства.

    Никаких табу в технике съемки: зерно, контраст, размытость, неправильная композиция, всякие случайности — будь что будет.»
Уильям Кляйн, американский fashion фотограф Уильям Кляйн, американский fashion фотограф Уильям Кляйн, американский fashion фотограф Уильям Кляйн, американский fashion фотограф Уильям Кляйн, американский fashion фотограф

Читателю на заметку: «Коллекция ссылок по фэшн-фотографии».



Поддержка сайта — проект «Веб-ап»
Высокую посещаемость поддерживает проект «Веб-ап»